Марко
Деплано
(Foresta di Ferro)

Идеология
против
облысения

Марко Деплано – бывший участник закрытого общества Fraternitas Fenrir, собиравшего в середине 90-х тексты о традиционных радостях контр-культуры: психо-сектах, эсхатологических целительных учениях, Новой Правой и итальянской эзотерике (Эвола, Массимо Скалиджеро, Гвидо Кремерц, Артуро Регини и т.д.) Широкую известность в узких кругах получил благодаря музыке. Играет в т.ч. в подчеркнуто сексистском пауэр-электро-проекте Wertham, названном в честь Фредерика Вертэма, неутомимого борца с эротическими американскими комиксами 50-х годов; в антикопирайтном нойз-объединении Death Pact International; а с недавних пор еще и в совершенно замечательной группе Foresta di Ferro, вместе с Джоном Мерфи (SPK, C93, и тп) и Ричардом Леви. Причем, хотя поет в FDF основном Леви, звучит оно гораздо лучше, чем его же донельзя смешная поп-фолк-группа Ostarа; а за песню «Oak Leaf» вообще можно отдать душу, со всем ранним Б.Г. и «Калиновым мостом» в придачу, потому что очень красиво.

Ниже следует интервью с Деплано, частично переведенное из Zinnober №6; с него я, собственно, и начал делать КИНОВАРЬ. Сейчас бы я это дело уже не перевел за полным отсутствием сказуемого, но пусть оно будет тут в довесок к остальному, может кого и порадует. Деплано – образец «хиппи справа», проделавший путь от тинейджера с джентльменским набором радикала (эзотерика, фашизм, мизантропия) ко всеобъемлющей толерантности, «бархатному террору», Кустурице и работе с ментами; а по-человечески он просто очень симпатичный носитель того самого «несдержанного, средиземноморского темперамента», который так ругает в «Людях среди руин» не по-итальянски нордический Эвола. Итальянцы вообще симаптичные, это давно известно.


На интернет-странице Foresta di Ferro ты объявляешь, что ответственность за создание FDF должна понести группа Ain Soph. Какие у тебя отношения с этим магическим объединением из Рима?

Ой дружок, тут тебе придеться мысленно перенестись назад во времени – в те годы, когда я еще активно участвовал в хардкор/панк-тусовке. Я тогда начал прикупать эдакую экспериментальную, телемическую музыку. Затем Алессандро Папа выпустил свой кассетный сборник «Exposing Italian Underground» (Healter Skelter Organisation), плюс Ain Soph начали исполнять свои сумасшедшие акустические штуки, а уж когда появилась «Aurora», я окончательно на них подсел. С того дня я заново открыл для себя фольклорную музыку – не просто всю эту неофольковскую хрень, а именно фольклор итальянских и французских певцов. Я люблю лирику Ain Soph, их любовные песни. В общем и целом это мой любимый андеграунд-проект.

«Bury me standing» нашпигован сэмплами голосов, но они на итальянском, и мы их не понимаем. Что это за люди, и о чем они говорят?

А, ну тогда, конечно, хорошо, что ты об этом спросил. В начале «Кшатрия» есть сэмпл, взятый из фильма «Андеграунд» Эмира Кустурицы – картины, сильно на нас повлиявшей. Когда мы подбирали аранжировку к этой кавер-версии Ain Soph, мне все время вспоминался Петр «Blacky» Попара (герой «Андеграунда») – вспоминались его заблуждения, его вера и судьба. Такой странный тип – сорви-голова и вместе с тем романтик. Хоть он и является вымышленным персонажем, но все же принадлежит к моему личному пантеону героев, которых я безумно чту. Во время краткого разговора с офицером ООН на тему того, что же им движет, он спокойно отвечает, что сражается за свою страну и за свою собственную армию, которая не имеет ничего общего с прочими вовлеченными в дело сторонами. То есть он очень близок к тому, что я понимаю под «кшатрием»... Кроме того, там можно услышать голос Франческо Тами (как и на альбоме «Lingua» группы In The Nursery). Он читает текст на «фурлане» – восточноитальянском диалекте, встречающемся на границе с Австрией. Это одно из моих стихотворений о неудачливых солдатах, вынужденных провести Рождество в стрелковом окопе – написанное, когда я часто вспоминал своего деда.

Ты упомянул «Андеграунд» сербского режиссера Эмира Кустурицы. Каким образом он повлиял на «Bury me standing», и – дабы не забегать вперед – какой это фильм?

Фильм можно рассмотреть под разными углами. Пару слов для всех тех, кому еще не удалось его посмотреть: это фильм о войне, о братстве на войне и об освобождении, но в то же время и о вере, фанатизме и обмане, то есть как раз о тех вещах, к которым мы хотели обратиться в FDF. Это поэтический, забавный и вместе с тем эмоционально насыщенный фильм. Речь идет о партизанах-коммунистах, впутавшихся в бои с нацистской Германией в Белграде, в 1941-ом. Когда становится ясно, что город обречен, несколько партизан прячутся вместе с семьями в подвале, чтобы избежать расправы. В течение последующих сорока лет главный герой убеждает укрывшихся в том, что над ними все еще бушует война – в то время как у власти уже давно стоит Тито. Все это время «герой» заставляет своих схоронившихся «товарищей» производить оружие под землею, с помощью чего наверху сколачивает себе капиталец. Когда через 50 лет – в 1992-ом – они все-таки выходят из подземелья, то обнаруживают совершенно иную Югославию, переживают развал страны и опять оказываются на войне – гражанской войне на Балканах. Это и впрямь очень напряженный, гротескный фильм, отдающий должное великому кино, Феллини, черно-белым комедиям. Фильм, пропитанный сумасшедшей, быстрой цыганской музыкой, поистине поразительным санудтреком Горана Бреговича. Вот это я зову «тотальным кино». Как я уже сказал, картина нас вдохновила, и не только в музыкальном плане (хотя мы все сейчас и повернулись на музыке восточной Европы), но и тем, как в ней рассмотрен процесс утраты иллюзий, от которого в итоге гибнут все действующие лица.

Что из себя представляла (или представляет) Fraternitas Fenrir?

Я лично больше не участвую в этом, хотя знаю, что некоторые старые друзья поддерживают огонь, но только на эзотерическом уровне. Fraternitas Fenrir была небольшим объединением, практиковавшим «культурный терроризм» – главным образом для того, чтобы поддержать интересы друг друга, посмеяться над невезучестью других людей и вселить неуверенность в тех, кто делает вид, что знает ответы на все вопросы. Часть наших людей сильно интересовалась традиционалистскими исследованиями, что лично мне помогло встретиться с несколькими выдающимися личностями. Мы в первую очередь хотели создать небольшой анклав культурного сопротивления, собрать информацию и дать раскинуться сети сходно думающих людей. В этом мы достигли успеха. Сегодня это было бы уже не так важно, ведь с триумфом интернета каждый может сам искать ответы на свои вопросы.

Ты работаешь вместе с Wendy Van Dusen (Neither/Neither World) над проектом, который вы назвали Mala Vita. Словосочетание однозначно вызывает ассоциации с мафией. Это что, попытка выехать на модной волне «мафиозных баллад», или дешевый предлог для того, чтобы носить костюмы в тонкую полоску?

Хаха, дружище, в Италии гангстеры уже давно одеваются демократично. Не знаю, можно ли на этом заработать, но мы с Уэнди обнаружили сходства в плане эстетики. Так что теперь мы пытаемся получше изучить это дело, нас манит некая общая теплая, средиземноморская аура. Там будут сплошные баллады, но иногда это будет слушаться как смесь FDF и Neither/Neither World. Наши работы скоро будут готовы. Я очень доволен, с нею замечательно работается – несмотря на «дистанции огромного размера».

В FDF теперь можно все чаще услышать аккродеон, да и вообще процент фольклорных элементов в нео-фолк-кругах сильно возрос. Мы что, еще узрим тот день, когда вся нео-фолк/индустриальная тусовка наденет кожаные штаны и начнет петь на тирольский лад, с переливами?

Так ведь я уже сейчас так делаю! Аккордеон – это мой любимый инструмент, я как раз хочу сам научиться играть. Он мне напоминает о мероприятии, которое в каждую среду посещают мои родители, чтобы вместе потанцевать. У меня это все пошло от «Santa Sangre» Ходоровского..

FDF приняла участие в сборнике в честь Корнелиу Кодряну. Конечно, использование имен и портретов даже таких авторитарных и кровавых революционеров, как Че Гевара, в глазах общества уже давно перестало что-либо говорить о политической ориентации тех, кто себя ими украшает. Но может ли нечто подобное случиться и с Кодряну? Короче говоря, почему вы приняли в этом участие?

Я думаю, здесь все обстоит иначе. У Че Гевары статус кумира, все в нем видят нечто вроде Иисуса двадцатого века. Я не очень хорошо в нем разбираюсь. Такое ощущение, что он был в большой мере воином-идеалистом, абсолютно опьененным своими идеями, а этому я всегда симпатизирую, даже если последствия опьянения катастрофичны. Кодряну меня интересует в основном своим героическим пессемизмом, хотя то, как он держался по отношению к врагам, также небезынтересно. Очаровывает тот трагизм, что окружает Железную Гвардию. Ну а я ни к какой идеологии не принадлежу, да и впредь не собираюсь, пока не появится политическое движение, которое обеспечит мне внутренний баланс и даст гарантию остановить облысение.

Можно ли участвовать в подобном «трибьют»-сборнике, не одобряя при этом антисемитские погромы Железной Гвардии?

Когда начались погромы, Кодряну уже не было в живых... Тем не менее, нас интересовали некоторые аспекты этой темы. Мы не считаем Кодряну святым и тем более не пытались задним числом оправдать все без исключения действия Железной Гвардии. Мы восхищались теми аспектами данного явления, которые находятся за пределами чистого насилия (хотя я должен честно признаться, что нахожу забавным то, как Кодряну собирался поступить с корумпированными политиками). Много чего можно узнать и о Румынии того времени.
Когда нас спросили, хотим ли мы поучаствовать в сборнике, мы первым делом, конечно, спросили, не задуман ли он как пропаганда агрессии, ведь мы и так уже занимались данной темой (работа над «Militia Christi» была завершена за много месяцев до этого). Но нам ответили «нет», и мы согласились. Наши друзья также приняли в этом участие. В итоге мы все-таки пожалели о том, что ввязались в это, но по совсем другим причинам, и в этом с нами, вероятно, солидарны многие из тех, кто заказывал диск: мы до сих пор ждем обещанные нам лимитированные издания сборника, которые уже были оплачены.

Мы оба знаем тебя слишком хорошо, чтобы сойти за критически настроенных интервьюеров. Такое ощущение, что это вообще является проблемой в андегранудной прессе. Что можно сделать, дабы избежать жополизания в рецензиях, если каждый обсуждает музыку своего же круга друзей?

Я думаю, когда обсуждаешь аудиозаписи, нужно просто дать выход своим эмоциям и постараться включить их в рецензию. Я знаю, что обсуждать работу друга – это не критический подход, но с другой стороны, произведение начинает нравиться по-иному, если ты знаком с его создателем, во всяком случае, у меня это так. Конечно, малоизвестные журналы часто восхваляют полное дерьмо, но и это мне нравится больше крупных псевдо-альтернативных журналов, которые делают то же самое, но только с целью получить промо и захапать побольше объявлений. Беда не в фэнзинах, которые лижут задницу друзьям, а в крупных журналах, которые в целом неискренни.

Из конфиденциальных источников мне стало известно, что тебе домой часто названивает полиция с просьбой зайти в участок и в очередной раз забрать пару «твоих ребят». Выходит, ты в некотором роде являешься посредником между полицией и скинхедскими\хулиганскими кругами Комо, а впридачу еще и кумиром этих парней? Расскажи, как так получилось?

Ну да, это верно. Довольно часто случается, что мне приходится присматривать за ребятами, у которых неприятности в связи с мелкими уголовными статьями, чаще всего это хулиганы, скинхеды или панки... А началось это с того, что моя уродская физиономия слишком часто мелькала на разных «стычках», и не в последнюю очередь в связи с акциями Fraternitas Fenrir. Тогда довольно быстро стало ясно, что у меня есть дипломатическая жилка. Сейчас мне частенько звонят, потому что я участвую в работе с трудными подростками в районном приюте. Чтобы их занять, мы придумываем разные штукенции, связанные с творчеством, это сплошное удовольствие! Короче, за последние лет пять я превратился в настоящего джентельмена, и с этих пор мои родители наконец-то могут спать спокойно. Ребята меня любят, потому что, в отличие от прочих андеграунд-кумиров моего родного города, я никогда не пытался от них отмежеваться, и мы до сих пор много чего предпринимаем вместе. Я, как и раньше, люблю посещать концерты молодых групп нашего района, а иногда и помогаю кое-каким панк-группам. Наверное, стоит назвать несколько имен, например, The Leeches, Razorblack Hill, Crazy Dogs, и т.д. Бывает, что я представляю группы на сцене и т.п. У здешних парней правильный подход к делу, они держаться сообща. Да и вообще здесь очень мирно, хоть и бывают неприятности. Но настоящее дерьмо – в иных слоях общества.

Ты специалист по итальянскому терроризму 1970-х, и вообще по левым и правым экстремистам. Как ты относишься к тому, что с возрастом экстремистское мышление становится все менее привлекательным? Происходит ли это и с тобою?

Нет, не происходит. Да и мое восхищение важными действующими лицами террора 70-х вызвано не их экстремистскими идеями, а тем, что эти люди вели очень напряженную жизнь. Сама идея терроризма меня никогда особо не забавляла, хотя в том, как проводились некоторые теракты, порою и сквозило нечто смехотворное. На Западе терроризм все равно привел лишь к усиленным репрессивным мерам со стороны правительств. Но я до сих пор не могу ничего поделать с тем, что сама идея, само решение 18-19-20-летних молодых людей преодолеть самих себя и вести жизнь на краю пропасти, является идеей романтической, достойной восхищения еще и потому, что в такой жизни есть что-то необычайно детерминистское. Мне посчастливилось встретиться с разными личностями, оказавшими существенное влияние на это время, и во всех случаях это были совершенно особенные люди. Этот период особенно интересует меня тем, как власть имущие использовали гнев молодежи, чтобы укрепить свои собственные позиции. Я не отношусь к людям, говорящим, что «насилие ничего не меняет». Я лишь думаю, что в историческом смысле момент, когда стоило применять насилие, прошел.

Одна из твоих любимых тем связана с малоизвестным у нас итальянским радикалом-эволианцем Джорджо Франко Фредо.

Да, Фреда – личность, действительно, очень интересная. Я, правда, не во всем могу следовать его идеологии, но он написал очень занятную книгу под названием «La Disintegrazione De La Sistema» («Растворение системы»). В ней он описывает тактическую возможность тотального переворота глобально-буржуазной системы с помощью преодоления лево-правых противоречий, то есть с помощью формирования единого фронта. Эта идея всегда оставалась невыполнимой на практическом уровне, но произведение также описывает будущее идеальное государство, которое вкратце можно описать как конгломерат из наследия маоистского Китая (т.е. социалистической плановой экономики) и «философского правления» в духе Платона. Конечно, совершенно ясно, что такая утопия очень далека от того, чтобы когда-либо стать реальностью, но описанная в его книге тактика «отрицания отрицания», направленная на то, чтобы использовать деструктивные силы современной системы для разрушения оной, доказала свою состоятельность – но только при условии сохранения традиционного ядра, с помощью которого можно восстановить то, что было раньше... Сам я не считаю, что теракты могут на сегодняшний день привести к успеху, но мне кажется очень забавным применение тактики Фреда на эстетическом и лингвистическом уровне, вообще на уровне современной коммуникации. На самом деле именно это и происходит в интернете: здесь можно 24 часа в сутки накачиваться информацией, поданной с самых разных точек зрения, что в итоге приводит к абсолютному хаосу и перенасыщению. Новости теряют свой смысл, так как наплыв информации заставляет людей сомневаться во всем, а именно это мне и нравится! Вот как это надобно делать. Если уж невозможно преодолеть Систему, то можно хотя бы превратить ее в пугало огородное...

Вопрос, который еще никто не задавал, несмотря на однозначные параллели с «культурным терроризмом»: Что ты думаешь о действующем в Италии творческом объединении Luther Blissett и его идее «коммуникационного партизанства»?
(...Речь идет о подрывном акционистском движении, которое с целью критики бюргерского «культа личности» распространяет многочисленные, коллективно используемые имена вроде «Лютер Блиссет», возводит плагиат в догму, выдвигает абсурдные политические требования, забрасывает политиков тортами и т.п. – и все это с целью выявить узаконенную обществом пошлость и довести знакомые нам идеологии до абсурда.)

Luther Blissett на самом деле оперирует на международном уровне, не только в Италии. Итальянские Luther Blissett – славные люди, и мне очень нравится то, что они делают. Их роман «Q» – шедевр! Я всегда нахожусь на стороне культурно-субверсивных сил, вне зависимости от того, что у них за взгляды. В Италии у нас также имеются Manner in Rot (лево-радикальные исследования НЛО в контексте международной борьбы пролетариата), это тоже отличная вещь. Как и Luther Blissett, им удалось провести замечательные акции и доказать, что и сейчас еще можно произвести переполох с помощью смеха. Мы с ними занимаемся «культурным терроризмом», но только легальными средствами, с юмором... Пусть таких людей будет больше.

оглавление